Зателефонуйте нам:
+38 050 908 63 63
+38 066 680 28 65

Новини та судова практика:

26.01.2018
Новини

Преступления против избирательных прав

       На официальном сайте Верховного Суда Украины опубликовано Обобщение судебной практики применения судами Украины законодательства об ответственности за административные правонарушения, посягающие на осуществление народного волеизъявления и установленный порядок его обеспечения (статьи 212-7- 212-21 Кодекса Украины об административных правонарушениях), и преступления против избирательных прав и свобод (статьи 157-160 Уголовного кодекса Украины).  

   В обобщении уделено внимание, в частности, судебной практике применения законодательства об ответственности: за нарушение ограничений относительно ведения предвыборной агитации, агитации в день проведения референдума за нарушение порядка размещения агитационных материалов или политической рекламы или размещение их в запрещенных законом местах; порядка ведения Государственного реестра избирателей, порядка представления сведений об избирателях в органы Государственного реестра избирателей, избирательных комиссий, порядка составления и представления списков избирателей, списков граждан Украины, имеющих право участвовать в референдуме, и использование таких списков; за нарушение права гражданина на ознакомление со сведениями Государственного реестра избирателей, со списком избирателей, списком граждан, имеющих право участвовать в референдуме; порядка представления финансового отчета о поступлении и использовании средств избирательного фонда, отчета партии об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера.

  Также ВСУ проанализировал судебную практику применения законодательства об уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательного права или права участвовать в референдуме, работе избирательной комиссии или комиссии по референдуму или деятельности официального наблюдателя; за незаконное использование избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, голосования избирателем, участником референдума более одного раза; за незаконное уничтожение избирательной документации или документации референдума за подкуп избирателя, участника референдума.

       ВСУ обобщил судебную практику рассмотрения указанной категории дел по 2010-2016 годы и первое полугодие 2017 года.

       Согласно выводам ВСУ неодинаковую судебную практику рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на осуществление народного волеизъявления и установленный порядок его обеспечения обусловлено в основном пробелами и недостатками законодательного регулирования, сложностью разграничения противоправных действий и различным реагированием на несоблюдение требований ст. 256 КоАП при оформлении протоколов об административных правонарушениях.

       А лица, уполномоченные оформлять протокол об административном правонарушении, не учитывают, что диспозиции статей 212-7-212-21 КоАП - бланкетные, и не указывают нормы избирательного законодательства. Через такие недостатки в оформлении материалов суды возвращают дела на оформлению или закрывают производство по делу.

      ВСУ указал, что правильным следует считать такую ​​судебную практику, когда в случае ненадлежащим образом оформленного протокола об административном правонарушении (несоблюдение требований статей 254, 256, 268 КоАП, в частности отсутствие данных в подтверждение состава административного правонарушения) дело подлежит закрытию с освобождением лица от ответственности (п . 1 ч. 1 ст. 247, ст. 284 КоАП).

    Также ВСУ обратил внимание, что за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 212-15 и 212-21 КоАП административное взыскание может быть наложено в соответствии с ч. 3 ст. 38 КоАП в течение трех месяцев со дня его обнаружения (а не совершение, как предусмотрено другими статьями), но не позднее двух лет со дня его совершения.

    ВСУ отметил, что судьям следует обращать внимание, что для доведения преступления в виде препятствование свободному осуществлению гражданами своего избирательного права, препятствование деятельности другого субъекта избирательного процесса необходимо устанавливать, которые (каким образом) созданы (создавались) гражданам-избирателям преграды, мешали им осуществлять или невозможным осуществление их права избирать, в том числе совершенные путем подкупа по предварительному сговору группой лиц (ст. 157 УК).

    Кроме того, ВСУ подчеркнул, что по ст. 160 УК (подкуп избирателя, участника референдума) действия квалифицируются только при наличии доказательств в подтверждение того, что размер средств или стоимость иного имущества, льгот, услуг или нематериальных активов превышает три процента размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, которые предлагают, обещают, предоставляют или получают без законных на то оснований.

    С Обобщением можно ознакомиться по ссылке.


Статтю підготував колектив компанії  "Аналітик Амбрелла Груп"

 

Новини та статті

Переглянути все