Зателефонуйте нам:
+38 050 908 63 63
+38 066 680 28 65

Новини та судова практика:

02.02.2018
Новини

Несанкционированное списание средств, ответственность банка

       Лицо обратилось в суд с иском к Банку о взыскании неосновательно списанных средств и возмещении морального вреда.  

   Истец указывала, что ей поступило два sms-сообщение о списании с его лицевых счетов 10000 грн. и 4000 грн. В связи с тем, что списание средств произошло несанкционированно, она обратилась в Банк с требованием заблокировать открытые на ее имя карты и сообщила о факте мошенничества. Кроме того, обратилась сообщению о совершении уголовного преступления в правоохранительные органы.

  Истец обратилась в Банк с требованием о возврате денежных средств и проведения служебного расследования, но ответчик отказал в возврате средств по основаниям недобросовестного выполнения ею, как клиентом банка, условий хранения и использования информации в канале связи.

       Суд первой инстанции удовлетворил частично иск, взыскал с Банка сумму безосновательно списанных средств и 1000 грн. на возмещение морального вреда. Суд отметил, что списание средств ответчиком осуществлено незаконно, поскольку истец не сделала никаких действий по распоряжению на списание денежных средств со своих счетов, а поэтому банк нарушил взятые на себя обязательства в части сохранения средств клиента.

       Апелляционный суд отказал в удовлетворении иска, поскольку списание средств со счетов истца было осуществлено через «фитингов» схему мошенников, которая рассчитана на невнимательность пользователя системы, недостаточную защищенность персональных компьютеров от вирусов, а потому в соответствии с Условиями и правил предоставления банковских услуг именно клиент несет ответственность за хранение карты, пин-кода, а также убытки в случае использования карты третьими лицами.

       Кассационный гражданский суд ВС согласился с решением суда первой инстанции, кроме разрешения спора в части возмещения морального вреда.

      Суд указал, что в соответствии со статьей 1073 ГК Украины в случае несвоевременного зачисления на счет денежных средств, поступивших клиенту, их необоснованного списания банком со счета клиента или нарушения банком распоряжения клиента о перечислении денежных средств с его счета банк должен немедленно после выявления нарушения зачислить соответствующую сумму на счет клиента или надлежащего получателя, уплатить проценты и возместить причиненные убытки, если иное не установлено законом.

    КЦС отметил, что за отсутствием обстоятельств, бесспорно доказывают, что истец своими действиями или бездействием способствовала потере, незаконного использования пин-кода или другой информации, позволяющей инициировать платежные операции, правильным является вывод суда первой инстанции о несанкционированном списании денежных средств со счетов , в связи с чем они подлежат возврату.

    Такая правовая позиция изложена и в постановлении Верховного Суда Украины от 13 мая 2015 по делу № 6-71цс15.

    Наряду с этим, ВС отметил, что согласно статье 611 ГК Украины моральный вред подлежит возмещению в случае нарушения обязательства, если такое возмещение установлено договором или законом. Правила статьи 1167 ГК Украины регулируют внедоговорные (деликтные) отношения.

    В соответствии с положениями статей 4, 22 Закона Украины «О защите прав потребителей» потребители имеют право на возмещение морального вреда только в случае его причинения опасной для жизни и здоровья людей продукцией в случаях, предусмотренных законом.

    ВС обратил внимание, что из имеющихся в материалах дела составных частей договора о предоставлении банковских услуг не предусмотрено возмещение морального вреда за нарушение договорных обязательств. Отсутствуют также основания для возмещения морального вреда по основаниям, предусмотренным Законом Украины «О защите прав потребителей», суд отказал в возмещении морального вреда в пользу истца (постановление от 23.01.2018) по делу № 202/10128/14-ц.


Статтю підготував колектив компанії  "Аналітик Амбрелла Груп"

 

Новини та статті

Переглянути все